Несколько лет тому назад крупная нефтяная компания, в рамках повышения качества обслуживания населения, начала строительство ультрасовременного Автозаправочного Комплекса. Для гарантии качества выполненных работ наняла сводную бригаду из американцев и японцев. Мол, и работа будет выполнена «по мировым стандартам», и свои, отечественные кадры поднатаскаются.
В то время я работал в одном из подразделений данной компании и, по долгу службы, часто общался с иностранными коллегами. По выходным «выгуливал» гостей по городу, приобщал к местным слабоалкогольным и не очень напиткам. Бывал на стройплощадке. Про себя восхищался качеством инструмента и четким планированием предстоящих работ. Заодно удивлялся отношению иностранцев к нашей пище. С продуктами все было более-менее ясно. Затариваться мы ездили в крупные торговые сети, несмотря на мои клятвенные заверения, что на базаре лучше, вкуснее и дешевле. Ну что ж. Могу понять. Украинский базар — сильный удар по нежной психике иностранца. Но отношение к воде ввергло меня в оторопь. Внимательно изучив ассортимент бутилированной воды, они выбрали две марки — одну для мытья рук и ополаскивания после душа, другую — для питья.
- Так в кране вода хорошая, зачем покупать? —
- В кране для бетонного раствора хорошая, ему все равно — ответили мои западные коллеги.
Наблюдая сегодня утром за бурой жидкостью, стекающей из крана в умывальник, я глубоко задумался — быть может, ребята были правы?
Всемирная ассоциация здравоохранения, разрабатывая документы по контролю качества питьевой воды, требует неукоснительного и строжайшего нормирования 102-х показателей и рекомендательно — еще 40-ка. Учтено все: химический состав, содержание металлов и их солей, количество минеральных веществ, как в качестве нерастворимых примесей, так и в качестве растворов. Отдельный раздел посвящен органолептическим показателям. На особом контроле вещества, вызывающие изменения, способные повлиять на репродуктивные функции организма и протекание беременности.
Параллельно принята Директива ЕС за номером 98/83/ЕС «По качеству питьевой воды, предназначенной для населения». Контролируемых параметров меньше, но они, как минимум, в два раза «строже», чем аналогичные в ВОЗ.
Основополагающим документом является Приказ Министерства здравоохранения, зарегистрированный в МинЮсте 01 июля 2010 года за номером 452/17747. В нем оговариваются 54 подлежащих контролю параметра, включающих в себя показатели эпидемической, санитарно-химической и радиационной безопасности. В этом мы Европу не переплюнули. Что ж, давайте сравним доступные нам цифры!
Допустимая мутность воды по Директиве 98/83/ЕС составляет 1,0, внутренние требования Швейцарии 0,5, в Украине — от 2,6 до 3,5, в зависимости от типа источника. Цветность и запах — от 20 до 35 для нашей страны и нормы для стран ЕС от 2 до 3 соответственно, при 0 для той же Швейцарии. Допустимое содержание хлора может достигать 350 мг/дм куб. в Украине при европейских нормах в 250 мг/дм куб.
Содержание веществ первого и второго класса опасности, таких как ртуть, мышьяк, свинец, формальдегид и т.д. вообще не определяется для подземных источников питьевой воды (колодцев и каптажей). Все перечисленные вещества являются токсинами кумулятивного действия, эффект от употребления которых проявляется после достижения определенной концентрации в организме.
Особо хочется обратить внимание на плачевное состояние нашей водотранспортной системы. Прорывы труб, выбросы канализационных стоков, участки, десятилетиями ждущие замены, никак не улучшают показатели питьевой воды. Неудовлетворительная работа очистных сооружений и жидкие отходы вредных производств могут привести к многократному локальному превышению наших, и без того не очень «строгих» норм.
Поэтому стоит все-таки задуматься о качестве воды, которую мы используем как для питья, так и для бытовых нужд! Ведь улучшить показатели воды сегодня абсолютно реально, да и к тому же доступно, когда сфера водоподготовки уже так хорошо развита!