Раннее ноябрьское утро 1989 года. Кампус Калифорнийского университета, Санта Круз, США. Желтый солнечный зайчик, пробравшись сквозь неплотно задернутые занавески, сидит на розовой кружевной подушке, в сантиметре от нежной щеки Вики Лоуренс. Еще несколько минут и он ласковым теплым прикосновением разбудит молодую девушку, прогонит негу выходного дня. Прохлаждаться некогда, в 9.30 заскочит Дженнифер, и подруги с головой погрузятся в круговерть забот.
Идиллию разрушает стук в дверь. Три резких, коротких удара. С трудом попав ногами в меховые тапочки с помпонами и прихватив из холодильника початую пачку апельсинового сока, Вики направляется к двери. «Кого принесло в такую рань, неужели эта соня Дженни уже на ногах?» Потратив несколько секунд на борьбу с вечно заедающим замком, открывает дверь. Никого. На пороге — желтый канцелярский конверт. Лицевая сторона отмечена знаком биологической опасности, внизу — имя Вики, отпечатанное на машинке. Девушка вскрывает конверт и пробегает глазами лист, заполненный мелким типографским шрифтом. Сознание выхватывает слова — «тотальное загрязнение», «монооксид дигидрогена», «ядерный реактор», «Национальная Гвардия». Сок выпадает из ослабевшей руки и растекается ядовито-желтой лужей по заботливо выстиранному половику с надписью «Home, Sweet Home».
К двенадцати часам дня Санта Круз напоминает разворошенный муравейник. Письма пришли большинству студентов, несколько экземпляров попали в местную газету, управление шерифа и мэрию. Организован сводный комитет по противодействию надвигающейся экологической катастрофе, начат сбор подписей под петицией Президенту о запрещении монооксида дигидрогена, как наиболее опасного в истории Земли химического реагента. Сводная группа старшекурсников, физиков, химиков и математиков требует от руководства Университета предоставления лаборатории и финансирования работ по изысканию менее токсичного вещества для использования в качестве рабочего тела и охладителя на всех Атомных Электростанциях США.
А к вечеру город сотрясают раскаты громового хохота. Виновники глобальной мистификации, студенты того же Калифорнийского Университета, Эрик Лехнер, Ларс Норпчен и Мэтью Кауфман раскрыли дьявольскую природу «опаснейшего» вещества. Монооксид дигидрогена по классификатору химических веществ и соединений IUPAC, принятому Международным союзом теоретической и прикладной химии — всего лишь вода. Банальная и известная всему миру Н2О. И она действительно используется в качестве рабочего тела и охладителя на АЭС, является основным компонентом кислотных дождей, и вызывает стойкую зависимость — отказавшийся от употребления воды умрет в страшных мучениях в течение четырех суток.
Движение за запрет монооксида дигидрогена приняло воистину грандиозные масштабы. В 1994 году создана официальная страница Организации, а в 1997 четырнадцатилетний Натан Зонер собрал в школе Игл Рок 43 голоса за запрещение этого опаснейшего химиката, опросив 50 человек из штата учителей и учеников. Подобные примеры наглядно иллюстрируют, насколько легко и просто посеять семена паники среди людей, не обладающих фундаментальными научными познаниями и просто не желающими разбираться в ситуации. Наиболее известным публичным человеком, попавшим в «ловушку монооксида дигидрогена» стал австралийский парламентарий, в 1998 году требовавший законодательно запретить воду. О его дальнейшей политической карьере история скромно умалчивает.
Смех смехом, но по прошествии более, чем двадцати лет шуточное предупреждение становится все более и более актуальным. Ухудшение экологической обстановки, строительство промышленных комплексов и заводов, «дикие» свалки способствуют тотальному загрязнению подземных и открытых водоемов, искусственных водохранилищ. Льющийся из крана в городской квартире монооксид дигидрогена — далеко не столь безопасное вещество, как в далеком 1990 году.
К счастью, нет нужды ждать начала и успешного окончания борьбы с экологической катастрофой. Сегодня каждый, кто действительно озабочен своим здоровьем и здоровьем близких ему людей, имеет возможность приобрести и установить бытовые фильтры для питьевой воды и фильтры на весь дом. На отечественном рынке представлены модели от известных производителей на любой вкус.